Как бы ужасно это не звучало, но война — один из эффективнейших способов ускорения научно — технического прогресса и украинский конфликт исключением не является. Мы не будем вдаваться в политические и стратегические особенности противостояния: для интересующихся есть профильные ресурсы, отметим лишь отвагу простых солдат с обеих сторон.

Рассмотрим мы этот конфликт в несколько иной плоскости — оснащения вооружениями. И российская и украинская армии имеют общее советское прошлое и во многом схожие образцы техники, от которых, впрочем, последняя успела за годы независимости в значительной степени успешно избавиться путём оптовой продажи.

В момент начала противостояния Украины с ЛДНР, у страны осталось не более трети вооружений, доставшихся ей со времён распада СССР и оказалось, что оно буквально «пачками» расходуется даже при небольшом локальном конфликте. Оживляя, что возможно из складских запасов, параллельно украинские стратеги начали делать ставку на западное вооружение, считавшееся абсолютно сокрушительным. Всем казалось, что несколько десятков «Байрактаров», HIMARS`ов, HUMMER`ов и Джавелинов в корне изменят суть конфликта, позволив добиться полного доминирования.

С другой стороны — армия России. Россия не разбазаривала вооружения, а бережно копила их, относительно незначительно модернизируя(пример — танк Т72Б3 — улучшенная защита, новый прицел и тепловизор). Отечественные стратеги делали ставку на компактную, достаточно хорошо оснащённую, насыщенную техникой армию полагая, что такой подход позволит сокрушить любого врага. Долгие годы высокая технологичность(и, как следствие — дороговизна) не были приоритетом наших войск и это также стало «ахелесовой пятой» в новом противостоянии.

Буквально несколько дней назад начали появляться сведения: по итогам восьми месяцев боёв отечественным НИИ пришли техзадания на увеличение дальности ракет систем залпового огня(РСЗО) для установок «Ураган» и «Торнадо». Притом, речь идёт о создании не только дальнобойных снарядов бьющих, как и ранее по площадям, но и о высокоточных боеприпасах, с индивидуальными точками наведения. Поставлена цель нарастить объёмы выпуска именно «умных» точных и дальнобойных боеприпасов, что говорит о высокой оценке эффективности американской системы HIMARS.

Впрочем, и высокотехнологичные вооружения не позволили Украине добиться коренного перелома: такого оружия мало, оно очень сложное в производстве, крайне дорого и даже у самих США его не так много, а значит, требует бережного экономичного расхода. К тому же в условиях не такого тёплого, как на Западе климата, «нежные» технологичные образцы техники часто больше стоят в ремонте, нежели находятся на фронте. В результате украинской стороне приходится вновь активизировать поиски по миру старых советских гаубиц Д-20 и Д-30, созданных ещё в середине прошлого века(и первой в очереди на «раскулачивание» — Румыния, у которой в наличии большое количество собственных копий данных пушек).

В итоге можно констатировать относительно невысокую эффективность каждого из выбранных подходов: наиболее логичной оказалась «гибридная» модель при которой массовые недорогие вооружения с низкой точностью(и стоимостью) «работающие» на передовой соседствуют с высокоточными дальнобойными установками, нарушающими линии снабжения в тылу врага.

Вам может быть интересно: AMD анонсировала систему масштабирования FSR3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.